В.Ю.Софронов

 

Домашнее расследование

О составлении родословной своей семьи

Я до сих пор живу в деревянном двухэтажном доме, где когда-то и родился. Но дело не столько в самом доме как в воспоминаниях, что связывают лично меня и моих детей с моими предками. Здесь жили мои дед, бабушка, отец и мать. Дом вобрал в себя память о них и питает меня в трудные минуты тем благодатным духом. И еще. Осталась масса загадок моего рода, которые приходится скрупулезно, год от года разматывать, распутывать, высеивать из архивной росписи дел и переписей. Об этом «домашнем расследовании» и хотелось бы рассказать, полагая, что мой опыт может пригодиться всем, кто так или иначе идет подобным путем.

   Моя бабушка, Софронова Ольга Ивановна,  прожила долгую жизнь, родившись 14 января 1905 года в городе Кургане Тобольской губернии. /Не смотря на смену летоисчисления, она продолжала отмечать свой день рождения 14 января по новому стилю/. Ее девичья фамилия была Торлопова. Закончила тобольскую женскую гимназию, которая при советской власти стала именоваться школой 2-й ступени, всю жизнь проработала учительницей.

   Но однажды она неожиданно призналась, что настоящая ее фамилия Хворостова, а семья Торлоповых лишь удочерила ее после рождения. К тому же ее приемная мама Катерина Павловна Торлопова, урожденная Анцерова, приходилась родной теткой ее родной маме Музе Петровне Хворостовой. Скажу сразу, что, услышав все это от бабушки, которую не только уважал, но и любил за многие ее добрые качества, был несколько обескуражен. В узнанном мной факте таилось что-то если не стыдное, то во всяком случае неловкое, личное, чего может быть лучше и не знать постороннему человеку. Но, думается, бабушка сообщила мне о том вполне сознательно, догадываясь, что со временем буду искать своих предков, чем и облегчила мне задачу. Но та первая неловкость объясняет причину, почему не схватил сразу перо, бумагу, не записал подробно и скрупулезно все ее рассказы.

   Первое, что спросил у бабушки, а кто ее родной отец? «Его фамилия Романовский, - с достоинством ответила она, - он был для того времени весьма влиятельный человек и состоял в родстве с царской фамилией». Потом, чуть помолчав, добавила: «Только ты некому о том не рассказывай, а то… кто его знает». То был конец 60-х годов.

   Когда началась пора моих архивных исследований, то первые розыски относились не к личной родословной, а касались людей и близко не состоявших в каких-либо родственных связях со мной – тобольские купцы, сибирские архипастыри, губернаторы. Их судьбы казались гораздо значительнее, весомей для нашей истории. Первый камешек в основание будущей родословной принесла моя жена из фондов тобольского краеведческого музея – папку с личным делом Анцерова Николая Павловича. Являясь, судя по всему человеком скрупулезным и основательным, он передал в музейные фонды около двух десятков документов, начиная от свидетельства о рождении и кончая пенсионными и профсоюзными справками о заработке последних лет.

   Николай Павлович Анцыров был больше известен  мне как «дядя Коля» и его могильный холмик граничил с могилой моего отца на нашем тобольском кладбище. Жена «дяди Коли», Мария Кесаревна, доживала последние годы в нашем доме, читала мне русские сказки, что-то рассказывала, но по малолетству теперь те ее рассказы, каюсь, не удержал в своей памяти. Знаю, что она доводилась родной сестрой Торлопову Ивану Кесаревичу, приемному отцу моей бабушки. И ее могилка навечно осталась в оградке нашего сибирского кладбища.

   «Дяди Колины» документы дали довольно полную картину его служебного роста, перемещений по службе, переездов и тому подобного. Но начисто отсутствовали какие-либо родственные связи, личные воспоминания и прочие подробности, что наиболее важны для таких как я доморощенных исследователей. Более всего поразила меня графа о происхождении, где указывалось: «крестьянский сын». Честно признаюсь, не поверил, уж больно не сходилось все то, что знал о нем, да и сам официальный послужной список, никак не вязавшийся с «сыном крестьянским». Решил, было, что вписал он этот пункт в годы советской власти, дабы обезопасить себя от преследований. Отправился в архив, дабы по церковным метрикам проверить правильность сведений. Увы, все оказалось верно:

   В приходе г. Тобольска Введенской церкви 13 декабря 1867г. у крестьянина Худяковской волости Павла Петрова Анцерова и законной жены его Александры Никифоровой родился сын Николай. Зато стало известно имя его матери – Александра Никифоровна. Но ни возраста родителей, ни других сведений узнать оказалось невозможно. Самое интересное, что Введенская церковь, более известная как Никольская, находилась буквально в нескольких минутах ходьбы от моего дома. Решил посмотреть так называемые исповедальные росписи этой церкви, которые прежде, во время других поисков неоднократно выручали меня. Но… в фондах архива именно эти росписи оказались утраченными. В той же городской части находится церковь Петра и Павла и ее исповедальные росписи оказались в наличии. Принялся изучать их. Анцеровых не было. Зато… оказались крестьяне Фонвизины. Да, да, те самые декабристы Фонвизины! В 1851г. Михаилу Александровичу было 63 года, Наталье Дмитриевне – 46 лет. Живет с ними воспитанница их Параскева Свечникова – 9 лет. Тут легко догадаться почему они записаны «крестьянами»: из каторжников, пройдя рудники в Восточной Сибири, им разрешено поселиться в более благополучном Тобольске и из категории каторжан переведены в крестьянское сословие.  Подумалось, может и с моими предками произошло нечто подобное?

   В другой церкви, Богоявленской, наткнулся на семью знаменитого сказочника П.П. Ершова, исполняющего на то время должность сперва инспектора, а потом и директора Тобольской гимназии. Но Анцеровых ни в одном приходе найти не мог.…   Так начались мои первые неуверенные шаги по расследованию собственной родословной.

Анцеровы

   Попробовал зацепиться за принадлежность Павла Анцерова к Худяковской волости, находящейся когда-то в пятидесяти верстах от Тобольска. По интересному стечению обстоятельств сразу после окончания института меня отправили в качестве классного руководителя одной из групп тобольского педучилища на сельхозработы именно в эту деревню. Около месяца у меня ушло на то, чтоб пролистать многотомные метрики и исповедальные росписи того округа. Выявил родственников небезызвестного Григория Ефимовича Распутина, но только не Анцеровых. И, наконец… удача! В ревизской сказке за 1851г. на 29 апреля в Тобольской губернии и округа Худяковской волости в деревни Ворогушиной оказался «Павел Петров Анцеров 27 лет, сослан в 1850г. Павлова жена из сибирячек Александра Никифорова – 18 лет».  Значит, все таки из ссыльных. Но откуда? За какие грехи и провинности? Бунтарь? Разбойник? Или за какие иные повинности попал он в «места не столь отдаленные»? Попросил принести список ссыльных за 1850 год. И без особого труда нашел: Анцеров Павел 27 лет /год рождения – 1823г./ писец 2-го разряда из священнических детей за составление подложных приказов по решению Правительствующего Сената лишен всех прав и состояния и по неспособности к военной службе выслан в Сибирь на поселение в места не столь отдаленные.Приметы: Лицом чист, глаза светло-голубые, волосы светло-русые, нос обыкновенный, рост 2 аршина 6 вершков. 4 октября 1850г. женился на Александре Никифоровой Ольховской, дочери бывшего поселенца, потом служащего в Приказе Никифора Ольховского. 13 февраля 1850г. направлен на поселение в Тобольского округа Худяковскую волость. По отношению Казенной Палаты 30 июня 1855г часть 6652/ входящий 4255/ на основании Всемилостивейшего Манифеста причислен в крестьяне податные волостные со 2-й половины 1855г.  Это уже что-то.… Удивляет одно, что приписан он к Худяковской волости, а живет, судя по всему, в Тобольске, что подтвердила следующая находка о его венчании сразу после водворения в Тобольск:
Приход церкви Петра и Павла 1850г. /стр.40 счет браков № 25/.
Венчаны: 1 сентября 1850г. Поселенец Худяковской волости Павел Петров Анцеров православного вероисповедания в Сибири первым браком, лет 27. Невеста: Служившего в штате Приказа о ссыльных старшего Писаря дочь девица Александра Никифорова Ольховская лет 17, православного вероисповедания первым браком. Поручатели: Тобольский мещанин Афанасий Александров Каргапольцев, Иван Афанасьев Соколов, Иван Александров Александров. Обряд венчания совершал иерей Василий Сперанский. Появилась новая фамилия – Ольховские, судя по всему тоже из числа ссыльных. Но откуда они прибыли в далекий Тобольск? Фамилия наталкивает на мысль о польском их происхождении, но так ли это?

Вдохновленный столь важными находками, принялся смотреть одну за другой метрические книги все, начиная с 1851 года. И вот, дата рождения первой дочери в семье Анцеровых.

 Приход церкви Петра и Павла. Тобольск. /ФОНД 156, оп.20, св.94, № 124/.

1851г. 29 ноября.

 Поселенец Тобольского округа Худяковской волости Павел Петров Анцеров и жены его законной, оба православные, родилась 29 ноября, крещена 30

дочь Варвара.

Восприемники: Исправляющий должность Советника Тобольского Губернского Правления Коллежский секретарь Иван Павлов Забелин и жена Инспектора Тобольской Врачебной Управы Мария Константинова Типякова.

Священник: Иерей Василий Сперанский.

Еще месяц перелистывания метрик каждая в среднем объемом по 600 листов, чуть не ежедневные посещения архива и вот уже вырисовывается картина практически всей семьи моих предков:

Приход Петра и Павла. Тобольск. / Фонд 156, оп.20, №133, св.103/.

1854г. 17 марта.

Поселенца Худяковской волости Павла Петрова Анцерова и жены его Александры Никифоровой, оба православного вероисповедания 17 марта родился и 25 марта крестился сын Алексей.

Восприемники: Коллежский Советник Александр Алексеев Вакар и Титулярная Советница Наталья Александрова Смолева.

Обряд крещения совершил иерей Василий Сперанский.

Приход церкви Петра и Павла. № 44.

1856г. 22 ноября.

Крестьянина Худяковской волости Павла Петрова Анцерова и законной жены его Александры Никифоровой, оба православные 22 ноября родилась и

 25 ноября крестилась дочь Екатерина.*

Восприемники: Тобольский мещанин Василий Иванов Черненко, жена отставного Коллежского Регистратора Анастасия Николаева Карпова.

Священник: Василий Тверитин, дьячок Михаил Кондаков, пономарь Григорий Дюков.

Приход церкви Петра и Павла.

26 сентября 1858г.

У крестьянина Худяковской волости Павла Петрова Анцерова и законной жены его Александры Никифоровой 26 сентября родилась дочь Пелагея.

Восприемники: Коллежский Секретарь Василий Михайлов Щеколдин, вдова подполковница Прасковья Сергеевна Боброва.

Священник: Василий Тверитин.

/приписка/ Свидетельство выдано в 1885 или (?) 1888г.

Приход церкви Петра и Павла.

1863г. 7 мая.

У крестьянина Худяковской волости Павла Петрова Анцерова и законной его жены Александры Никифоровой родилась 7 мая дочь Александра, крестилась

16 мая.

Восприемники: г.Тобольска купеческий сын Павел Александров Селиванов и тобольская мещанка Евдокия Петрова Петрова.

Священник: Василий Свинцов, дьячок Николай Свинцов, пономарь Иван Паникоровский.

* Екатерина в дальнейшем выходит замуж за Торлопова Ивана Кесаревича и становится приемной матерью Ольги, моей бабушки.

Приход Введенской /Никольской/ церкви. /ф.156, оп.20, св.780/.

1867г. 13 декабря.

У крестьянина Павла Петрова Анцерова и его законной жены Александры Никифоровой 13 декабря родился и 17 декабря крестился сын Николай.

Восприемники: Тобольского Духовного Попечительства Секретарь Титулярный Советник Василий Михайлов Щеколдин и тобольского мещанина Льва Васильева Залевина дочь Мария.

Священник: Николай Унжаков.

   Странная вещь: приписаны Анцеровы к Худяковскому приходу, в нем нет ни малейшего упоминания о них, в Тобольске они крестят всех детей в церкви Петра и Павла, но на исповеди ни разу в той церкви не отмечены. Не верующие? Вряд ли. Ходят на исповедь в другой храм? Но почему крестят детей в этом? Эту загадку разрешить так и не сумел до сих пор.

   В Тобольском архиве сохранилась Первая Всеобщая перепись населения за 1897г. и грех было не взглянуть на нее для выявления Анцеровых на тот период.

Всеобщая перепись 1897г. /Фонд 417, оп.2, ед. хр.24, Тобольская городская часть 3 № листа 11.(64).

Улица Абрамовская и Мокрая дом штабс-капитана Захарова Николая Ивановича – 43 года, дворянин личный, заведует хозяйством в Тобольском пехотном полку. /У него 6 собственных деревянных домов и в них живут 23 человека мужского пола и 33 женского/.

В квартире № 9 проживают:

Анцыров Николай Павлович 29 лет, холост, чиновник, православного вероисповедания, по национальности русский, образование получил в Уездном 3-х классном училище, служит помощником делопроизводителя в Губернском Правлении.

Анцырова Александра Никифоровна – 67 лет, вдова, дворянка личная, родилась в Тобольске, образование получила домашнее, состоит при сыне.

Анцырова Серафима Павловна – 33 года /1864г.рож./, сестра, дочь дворянина личного, образование получила в 3-х классной Мариинской школе, состоит при брате.

  Выходит, где-то пропустил Серафиму, а может и еще кого-то, кто на момент переписи не жил с матерью. Умер глава семьи – Павел Петрович Анцеров.

/В разных источниках написание фамилии допускает употребление «е», «и», «ы»/.   Но более всего меня удивило «личное дворянство» Александры Никифоровны и Серафимы Павловны. А вот Николай Павлович почему-то не считает себя дворянином или не захотел это указать.

    Очень непростой вопрос: был ли ссыльный Анцеров дворянского происхождения или его жена, а вслед за ней и дети считают себя дворянами через род Ольховских?

   Попытки найти что-нибудь об Ольховских в Тобольском архиве успехов не принесли. Кроме того, что обнаружил дату рождения Александры Никифоровны:

Ф.156, оп.20, д.91. Приход церкви Петра и Павла. Тобольск.

   22 июня 1832г. у поселенца Никифора Павлова Ольховского и законной жены его Анны Ивановой родилась дочь Александра.

Восприемники: Коллежский Регистратор Александр Васильев Сахнов, поселенца Ивана Федорова жена Евдокия Матвеева.

Молитствовал и крещение совершил священник Василий Антонов Першуков.

Что интересно, что меня через полторы с лишком сотни лет, да и нескольких моих детей крестили именно в этой же церкви и ее, устремленные ввысь купола, вижу каждый день из окон своего кабинета. Это ли не связь поколений?

Попробовал запросить по Анцеровым и Ольховским в центральных архивах Москвы и С.- Петербурга – ответы пришли стандартные – сведений не имеем. Зато обнадеживающие сведения прислал известный всем российским генеалогам исследователь В.П. Хохлов. Он отыскал неких дворян Анцеровых из Ярославской губернии! Но и здесь неудача – не было среди тех Анцеровых имени, к которому можно было бы «прикрепить» моих предков. Однофамильцы или разные роды? Запрашиваю Ярославский архив. В ответ приходит счет на сумму равную стоимости цветного телевизора и причем не за выполненную работу, а лишь «за поиск ваших родственников». Конечный результат не гарантировался. Пришлось сию затею отложить до лучших времен. 

Хворостовы

   Тогда продолжил свои розыски по линии Хворостовых, которые, как мне было известно, жили в Кургане. Обратился вновь к Всеобщей переписи и вскоре нашел требуемую фамилию:

Всеобщая перепись 1897г. г. Курган. Дворянская улица /или переулок/, Городская часть №1, квартал 1.

Ф.417, оп.2 № 1204.

  1.Хворостова Варвара Павловна  *40 лет, мать, вдова, мещанка, хозяйка, родилась в г.Тобольске, образование получила в Мариинской женской школе, русская, православная. Средство существования – состоит при дочери, домовладелица.

2. Хворостова Зинаида Петровна /дочь/ 19 лет, мещанка, обучалась в женской гимназии, служит учительницей в прогимназии, побочное занятие – дает уроки.

3. Хворостова Лидия Петровна, дочь, 15 лет, при матери, обучается в женской прогимназии.

4. Хворостова Муза Петровна  **12 лет, мещанка, обучается в женской прогимназии. / Год рождения – 1885г./ в 1905г ей было 20 лет.

5. Хворостов Николай Петрович 8 лет, учится в начальной школе, при матери.

6. Хворостова Галина Петровна 10 лет, обучается в женской прогимназии, временно в отлучке в г. Таре.

* Урожденная Анцерова. Родилась 1851г. 29 ноября в Тобольске.

** Мать Ольги Ивановны Софроновой, моей бабушки.

  Показался «хвостик» большого клубка, о котором ранее не имел ни малейшего представления. Уцепившись за него, размотал и практически весь род Хворостовых до момента их появления в Кургане:

 Ревизская сказка купцов и мещан г. Курган 1795г. /5-я ревизия/

Ф. 154, оп. 8, ед. хр. 264, стр. 17/

ТФГАТА

    В последнюю перед сим 4-ю ревизию написан был по городу Тюмени из государственных крестьян с определением оклада в мещанах от Указу Тобольского губернского Магистрата, последовавшего 1793-го года Генваря 17 дня, причислен к городу Кургану купцом,  с платежом крестьянского окладу с начала 1793 года.

 Данила Алексеев сын Хворостов – 39 лет  /родился около 1756г./ -3-й гильдии купец.

У него жена Параскева Афанасьева – 40 лет. /родилась около 1755г./, здесь же приписано – Старинова или Старинная. В смысле жена?

Дети их:  /написанные в последнюю 4-ю ревизию/

Иван – 13,5 лет    /родился 1781г./.

Настасья – 16 лет,

Аграфена – 15 лет.

Рожденные после 4-й ревизии:

Василий – 6 лет,

Анна -      10 лет,

Мария -     8 лет,

Авдотья -  4 года.

Всего людей: мужского пола – 3, женского – 6.

 Ревизская сказка купцов и мещан г. Кургана за 1834г.

Ф. 154, оп.8, ед. хр. 530.

  /Мещане/.

Иван Данилович Хворостов *– 33 и ? года – умер в 1817г.

       Его дети:

                      Александр – 13 лет ныне на лицо – 31 год

                      Степан **      -  12 лет, ныне              - 30 лет

                      Андрей     - 9 лет, ныне                 - 27 лет

                      Иван         - 8 лет, ныне                  - 26 лет

                        Федор и Егор – 6 лет, умерли в 1818г. 

   Ивана Данилова жена /мать детей/  - Настасия – 52 года

                     Его же дочь Авдотья                    - 24 года

   Александра Иванова жена   - Авдотья         - 30 лет.

Василий Данилов Хворостов          - 26 лет, умер       в 1818г.

Списки купцов и мещан г.Кургана. . 1858г. 3 июня.

Ф.154, оп.8, д.988, ст.161 /об/. Ревизская сказка по г. Кургану

 Хворостов Александр  Иванов /мещанин/ по последней сказке 47 лет, ныне 54 и 9,5

Хворостов Стефан Иванов /мещанин/ - 53 года **

    Сыновья Стефана:

                                     Петр – 12 лет 9,5 месяца***

                                     Иван -  9 лет

Александра Иванова жена Евдокия Савина 53,5 лет

Стефана Иванова жена Евфимия Филипповна 42 года,

Его же дочь Елизавета 7 лет 11,5 месяца.

   *   Иван Данилович Хворостов – прадед Музы Петровны Хворостовой

**   Степан Иванович Хворостов - дед Музы Петровны

*** Петр Степанович Хворостов – отец Музы Петровны.

Про Зинаиду Петровну Хворостову через курганских краеведов узнал, что для своего времени являлась она личностью известной, преподавала в гимназии, а потом вышла замуж за некого Гиганова, казака, имевшего звание учителя начальных классов

   Рискнул найти кого-то из ныне живущих Хворостовых и запросил Курганский адресный стол о наличии в области людей с этой фамилией. Через месяц примерно получил ответ с подробными адресами на двух человек. Написал им. Ответил Андрей Данилович Хворостов из деревни Камчатки Шадринского района. Но каких-то «смычек» с моими предками мы установить не могли. Вполне возможно, что это лишь однофамилец, но… кто его знает. Может, на какой-то момент произошло разделение рода и лишь наша неосведомленность не позволяет объяснить, когда именно это случилось.

    Надо сказать, что Муза Петровна Хворостова, моя прабабушка, из Кургана уехала на учебу в С.- Петербург, /хоть возможно и Москву, на мысль об этом наталкивают несколько открыток, хранящиеся у нас дома, с московским штемпелем/, поступила на женские курсы по медицинской специальности, возможно стоматолога. Там она и познакомилась с отцом моей бабушки. Вряд ли мне когда-то удастся приоткрыть завесу над тайной их взаимоотношений и установить личность того человека. Хочется верить, что хоть какие-то свидетельства на этот счет сохранились. Но не известна дальнейшая судьба и самой Музы Петровны: вышла ли она замуж или осталась под той же фамилией, что так же затрудняет поиск.  Последнее письмо бабушка получала от нее в 30-е годы откуда-то с Волги, кажется, из-под Саратова, где она жила все это время. Конверта с обратным адресом не сохранилось. Пробовал запросить несколько волжских городов, но они к моим просьбам отнеслись сдержанно, иначе говоря, ничего определенного узнать не удалось. Написал в центральный архив здравоохранения – результат  тот же. Понимаю, что нужно ехать самому, расспрашивать кого-то из ветеранов медицинского дела в тех краях и вполне возможно, что-то выяснить удастся, но… не та на сегодняшний день ситуация.

 

Софроновы

    Параллельно с вышеописанными розысками вел поиск и по линии непосредственно Софроновых. Отец моего деда выехал в конце прошлого века из-под Вятки и обосновался в Тюмени, открыл шляпную мастерскую. В тюменском архиве довольно легко удалось обнаружить сведения об их семье:

Обывательские списки г. Тюмени за 1910г. И-1, оп. 3, том3, дело 14, стр.545.

 Софронов Николай Степанович – 46 лет.

Сын его Димитрий – 9 лет, родился 21 октября 1900г. /метрики Тюменской Архангельской церкви на руках/.

Николая Степанова жена Мария Осиповна 45 лет / умерла 28 марта 1915г.в 50 лет/.

   8 марта 1908г. у Николая Степановича родился сын Алексей в приходе церкви Михаила Архангела.

    Его же дочери:

Александра – 24 года /1886г.р./

Мария         -  23 года / зачеркнуто умерла см. отдельно №2732/.

Анна            - 17 лет. /1893г. р./

Августа       - 15 лет /  4 декабря 1894г. р./

Екатерина   - 10 лет /1900г. р. /

Вера            -  5 лет /1906г.р./ - умерла / см. №2732/.

Анастасия  -  1 год /1908г.р./

    Очередная загадка – дед мой Софронов Георгий Николаевич, по паспорту записан как родившийся в  1903г., но в записях на 1910г. его нет?! На запрос в Тюменский ЗАГС – ответили, что за 1903-1908гг записей о его рождении не имеется. Сестры моего дедушки неоднократно приезжали к нам, так что думать, что это другая семья Софроновых, оснований нет. Ответа на этот вопрос найти не смог.

   Когда попробовал выяснить вятские корни Софроновых, то на переписку с архивом Кировской области ушло без малого около пяти лет. Причины выдвигались всевозможные: от занятости сотрудников до утери необходимых документов. При этом не забывали раз от разу высылать растущие по номиналу счета за выполнение запроса. Не вытерпел и написал сердитое письмо на имя губернатора области. Помогло моментально. Прислали кое-какие сведения, выполненные неграмотно лишь с датами рождения или бракосочетания. Пришлось уточнять, направлять новые запросы. Вот что мне удалось «выжать» из своих земляков по происхождению:

Фонд Вятской духовной консистории в метрической книге Троицкого собора слободы Кукарка Яранского уезда за 1840г. под №2 актовая запись.

Ф.237, оп. 75, д.2122, л.517 об, 518.

   1 января 1840г. в дер. Родигинской Яранского уезда родился мальчик Стефан, крещен 2 января.

   Родители: отец – удельный крестьянин Захар Иванович Софронов

                     мать – Татьяна Андреевна.

   Восприемники: шурин Захара крестьянин Алексей Гужавин и деревни Верхопижемской жена Устина Андреева.

   Таинство крещения совершил протоиерей Автоном Сарычев.

 / В том же фонде в метрических книгах Троицкого собора и Спасской церкви с. Кукарка Яранского уезда за 1883 – 1908гг. актовой записи о смерти Софронова Стефана Захаровича не обнаружено. За 1881-1908гг. в метрических книгах Спасской церкви слободы Кукарки сведений о членах семьи Софронова Н. С. не обнаружено, однако, фамилия «Софроновы» встречается. К сведению сообщаем, что метрических книг Спасской церкви за 1886-1880гг. на хранении в архиве г. Кирова нет. Из письма работников архива/.

Фонд Вятской духовной консистории в метрической книге Троицкого собора слободы Кукарка Яранского уезда Вятской губернии за 1859г.

Ф. 237. Оп. 73. Д. 959. Л. 158, об. 160.

   Актовая запись под № 145.

1 ноября 1859г. удельный крестьянин деревни Родигинской Стефан Захарович Софронов, 20 лет сочетался первым браком с девицей Ермаковой Евдокией Стефановной, 18 лет, дочерью удельного крестьянина деревни Захватаевской Стефана Дмитриевича Ермакова.

 Поручители: по жениху – дер. Родигинской удельный крестьянин Дмитрий Максимович Киселев, дер. Крупинской Леонид Емельянович Долгушев.

По невесте – Василий Стефанович Ермаков и дер. Крупинской Михаил Леонидович Долгушев.

Таинство совершили: Протоиерей Петр Котлецов с диаконом Двинянановым,

Пономарем Сарычевым и Бушмакиным.

Государственный архив Кировской области

Фонд Вятской духовной консистории Спасской церкви слободы Кукарка Яранского уезда Вятской губернии за 1863г под № 21 актовая запись.

Ф. 237, оп. 73, д. 981, л. 166.

   27 апреля 1863г. у крестьянина Стефана Софронова родился сын Николай. Мать – Евдокия Стефановна Софронова.

/Слобода Кукарка ныне город Советск./.

Вот вкратце описание проблем и вопросов, с которым сталкивается практически любой исследователь, пожелавший установить свою собственную родословную. Дело затягивается на десятилетия и остается лишь позавидовать европейским коллегам, которые с подобными трудностями практически не сталкиваются. У них другое отношение к своим корням, да и не заставляли их отказываться от своих собственных предков, шепотом передавать сыну кто они и откуда. Буду весьма признателен всем, кто прочтя мои «расследования» подскажет мне новое направление поиска, а может и что-то о указанных в статье личностях. Особую благодарность выношу редколлегии  «Вестника генеалогии», из материалов которого узнал много интересного и ценного для себя.

Софронов Вячеслав Юрьевич,
доктор исторических наук, Тобольск.
Hosted by uCoz