Древности Сибири

Одним только соображением, или сравнением великого числа памятников, оставшихся после существовавших некогда на лице земном народов, надеятся можно осветить исторической мрак древности – познать нравы и умственную способность людей тех глубоких времен и наконец достигнуть познания сходства их по сходству климата. –

Широта местного положения каждым народом занимаемого, делает их во многом подобными, какое бы стечение нравственных и физических обстоятельств к тому ни присоединялось. – Сие замечено было в самой отдаленной древности, когда еще История народов не только не имела той ясности, какою время и успех мореплавания оную озарили; но и затемнена была множеством нелепых басней. – Полибий[1] говорит: «Суровый и холодный климат Аркадии, дает и жителям ея нрав строгий и грубый: ибо люди по самому естеству в нравах своих, лицеобразований, или виде и в учреждениях своих подобны климату.» – Никого не поразишь только истина сего великаго человека, как путешествующаго по достопримечательным местам Сибири и сравнивающего первобытных или первородных тамошних обитателей, с коренными жителями Нового Света в разных предметах, особенно же в произведениях умственных: много разности, а еще более сходства.

Сие самое побудило меня со всею точностию обозреть памятники первобытных сего края обитателей. – Народы исчезли, скрылись от наблюдательного ока Истории и существование их осталось почти в одних только оных памятниках, доселе сохранившихся от истребительной косы времени. Они находятся в разных местах Сибири, наиболее же в полуденной ея части и состоять из начертаний и надписей; из курганов, или могил; из развалин, разнородных зданий и военных крепостей; из остатков горных работ, или так называемых Чудских копей, произведенных для добычи руд, и из других предметов. – Но из всех оных достопамятностей высеченыя начертания и изображенныя краскою надписи на каменных утесах, составляющих берега некоторых рек, на могильных камнях и в подобных сим местам, показывая пред прочими некоторую высшую степень образования и искуства народного, заслуживают быть первыми и в предлагаемых мною записках.

                                                                                                                               Г. Спасский    

 

 

ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

 

О ДРЕВНИХ СИБИРСКИХ НАЧЕРТАНИЯХ И НАДПИСЯХ.

 

НАЧЕРТАНИЯ.

Если простота нравов была единственным уделом первобытных людей; то и простоту искусств, сообразно ходу разума человеческаго, надлежит почитать принадлежностью сего младенческаго онаго состояния.

Таким образом из числа начертаний открытых в Сибири те, которые менее всех отличаются замысловатостию преимущественно пред другими должны привлекать наше внимание. – Оне представляют изображения людей, разных животных, луки, колчаны и другия подобныя сим вещи и суть следствия умопоизведения простаго, не образованаго народа, сходнаго в обыкновениях жизни с настоящими сего края кочевыми обитателями.

Разнообразность сих начертаний и затруднение, с каковым соединено было произведение их по ужасной и почти не приступной крутизне многих утесов, приводят в удивление путешественника и к размышлению, что оныя высечены не для забавы какими нибудь праздношатающимися в сих пустынных местах людьми; но верно оставлены первобытными обитателями, дабы чрез сии знаки, передать потомству о каких либо, по тогдашнему о вещах понятию, достопамятных событиях.-

Начертания или изсечения на так называемом писаном камне, лежащем над рекою Томью по выше города Томска, представляют самой изящной образец, которой может дать совершенное и справедливое понятие и о прочих сего рода начертаниях. – Сей камень или утес состоит из зеленоватаго сланца; высота его простирается до 10 сажень. Начертания находятся на гладких сторонах камней и на высоте от подошвы утеса самыя верхния почти в 6 саженях. На 1 вид изображены оныя хотя уменшенно, но с возможною точностию. – Нижняя часть утеса на двух саженной высоте выходит уступом, или по местному названию залавком, на котором стоя ясно можно видеть начертания.

Сходство сего рода Сибирских начертаний с открытыми в Новом Свете, обращает меня на замечания Г. Гумбольда, сего достойнейшаго уважения из новейших путешественников. Гумбольд (*) говорит: «На утесе Кери, на островах порогов реки Ореноко, на холмистой цепи Кумадаминари, простирающейся выше острова Томо; наконец при устье реки Ияо, видны пещеры навысоте от 150 до 180 футов над нынешнею поверхностию воды.Существование оных доказывает, (явление приметное впрочем и в Европе по всем ложам рек) что те реки которых выличина и доныне возбуждает в нас удивление, суть только малые остатки ужаснаго в древности скопления воды. – Сии простыя замечания не были пропущены даже и самыми не просвещенными жителями Гвианы. Индийцы везде замечали древнее стояние воды. В цветной долине при Уруане лежит уединенная гранитная скала, на которой по словесному преданию людей достоверных на 80 футовой высоте высечены почти постепенно изображения солнца, луны и многих животных, особенно крокодилов и удавов. – Ныне никто не может взлесть без особенных средств или подмостков на сию утесистую стену, заслуживающую самое точнейшее изследование будущих путешественников. В таком же странном положении находятся Гиероглафическия высеченные камни в горах Уруанских и Гикармадских.

«Если спосить природных жителей, что как могли быть высечены сии начертания, то отвечают они, что сие сделано во сремя высокаго стояния воды; ибо предки их на такой высоте плавали. Следовательно сие стояние воды было после оных грубых памятников человеческаго искуства; но показывает такую Епоху нашей планеты, которую не должно смешивать с тою когда верхний ростительный оный череп и огромныя тела погибших земных животных и морских творений хаостическаго мира, погребены были в отверделой земной поверхности».

Не приписывая Сибирским начертаниям глубокой древности, открытых в Гвиане, не льзя однако же не заметить, что и в Сибири подобныя начертания находятся большею частию на утесах лежащих при знатнейших реках, или близ оных и на преимущественной высоте, нежели те высеченные знаки, в которых примечается некоторое сходство с буквами. – Но и сии последние не менее оных иносказательных начертаний заслуживают внимания, сколько по не обыкновенному своему виду, следы некоторых букв и условных знаков представляющему, столько же и по глубокой своей древности.

Во время путешествия моего в полуденной Сибири, во многих местах видел я таковые памятники – и к удовольствию любителей исторических изследований старался их замечать. Знаки на II древностей под № 1.2.3 взяты со скалы, составляющей левый берег реки Енисея, противоположной Абаканскому острогу; под №4 с утеса близ леваго берега реки Чарыша и ручейка называемаго поперечным; а под №5. с камня поставленнаго над большим курганом или старинною могилою. - Сей камень находится на Юговосточной стороне Кургана и состоит из простой пещаниковой плиты, без всякой обработки; высоты имеет до 5, ширины 2 и толщины ? аршина. Знаки высечены на наружном гладком боку камня в два ряда подлине его. Оныя покрылись уже отчасти мохом и для глаз мало видимы; но можно хорошо отличить их осязанием руки. – Все они начертания представлены мною гораздо в меньшем прошиве настоящаго своего вида.

Не излишним считаю приобщить также на III изображении древностейй, начертания напечатанныя уже знаменитым Г. Палласом. (*) Оныя сняты с разных камней поставленных на могилах №1. На левой или Западной стороне реки Енисея в 8 верстах выше Саянскаго острога. 2. При речке Уйботе за 15 верст от устья. 3. Не в дальнем разстоянии от последняго. 4. На левом берегу Енисея против устья реки Тубы. 5. На правом берегу речки Камышты.

По мнению Профессора Гергарда Тихсена, которому Г.Паллас посылал списки с сих начертаний: все оне произведены одним народом и имеют сходство с Цельтскими и Готическими писменами. – Г.Тихсен столько уверен был в справедливости сей догадки что из находящихся под №4. начертаний, составил слоги: лат. – а четыре последния знаки почитает он сходными с Индейским числом 2112, или Готическим словом лат.; но слоги сии произведенные, как приметно с немалым усилием, неизвестно имеют ли какое либо значение и можно ли полагать, чтобы в оных начертаниях содержались буквы, взятыя из писмен разных народов, разделенных с Сибирским краем столь великим пространством места и времени? Хотя нельзя совершенно отвергать, чтоб сия и подобныя им Сибирския начертания, не имели сходства с некоторыми известными буквами, особенно с буквами Пеласгов, с древними Греческими, Гетрурскими и другими при самом начале изобретения их. – (*) Сие сходство можно видеть на изображении II под №3. от левой руки в 3 месте К.Д.С. первая в обращенном виде, как в древних Греческих писменах она изображалась, вторая вверху, а последняя в настоящем положении: однакоже при чем малом числе знаков, сходных с известными буквами сколько таких для сравнения коих нет ни каких примеров.

Если сии начертания действительно заключают в себе писмена, а не какие либо условные и заручительные знаки, употребление которых доныне сохранилось между кочующими в Сибири народами под именами Тамги и Тавра, также и у обитающих в других местах народов: то не лучше ли искать източника оных не в Рунических Цельтских и тому подобных, но в древних и новых писменах Восточных?

Надписи

По принятому правилу важность древностей Сибири измерять простотою их, я намерен сначала предложить и из надписей о таких, кторыя совершенно цели сей соответствуют.

Надписи сии находятся на гранитном утесе, лежащем над речкою Смолянкою в Иртыш впадающею, в одной версте от ея устья и в 45 верстах от Устькаменогорской крепости. Приобщенный IV вид показывает, как сей утес, так и самыя надписи изображенныя на нем красною краскою и по размеру здесь уменьшенныя. – Оне не представляют ни какого сходства с известными буквами и кроме древности своей и не обыкновеннаго вида, важны тем еще, что встречаются гораздо реже изсеченных на камнях начертаний.

Из писменных памятников древности, в которых с перваго взгляда усмотреть можно нынешния Восточныя буквы, представленныя на изображении V сняты с утеса реки Енисея против Абаканскаго острога, называемаго Перевозною горою. Они писаны черною краскою и здесь уменьшены не более как в четверо, а разделены по положению каменй. – Камни сии так как и вся гора состоят из глинистаго сланца, лежат почти на одной линии в 3 саженях от поверхности воды и несколько более против прочих камней выдались на внешнюю сторону. – Надписи на изображении VI сняты в одной из пещер на правом берегу реки Бухтармы близ соединения оной с Иртышем и в 12 верстах от Бухтарминской крепости. – Пещера сия превозходит величиною все прочия здесь находящияся: отверстие оной при самом устье имеет в высоту 3. а в ширину 3 сажени; но таковая величина ея простирается недалеко от входа; вскоре суживается она и идет извилинами, так что с 12 сажен по длине делается непроходимою и в вышину в 1. а в ширину 1 ?  аршин. Надписи находятся близ входа в пещеру на правой ея стене.

Все оныя надписи: 1-е вообще писаны сверху вниз, от левой к правой руке, по образцу Монгольскаго и Манжурскагописьма; 2-е буквы в них состоят из смеси Монгольских с Татарскими, которыя изображены не искусно и даже грубо; 3-е не смотря на то, что некоторыя в надписях слова изображены одними только Монгольскими буквами без примеси Татарских; но ни об одном из них самым сведущим переводчиком, не сделано удовлетворительнаго пояснения и 4-е по заключению сего переводчика большая из них часть писаны на Татарском языке и могут быть изтолкованы каким нибудь ученым Бухарцом, знающим  и соседственныя Татарския наречия.

Хотя надписи не столь древни, как высеченныя начертания, потому что изображены новейшими восточными буквами и что не смотря на писание их краскою, довольно еще сохранились невредимыми; однако же не должно полагать, чтобы оне были новее покорения Сибири Русскими.

Надписи пещеры Бухтарминской сняты в 1805 году; после того дерзкая рука невежества со всем изгладила их. – Ныне остаются одне только места где были надписи, представленныя мною на рисунке и другия прежде еще там существовавшия. Оне может быть одного времени с находящимися на Енисее; но будучи кроме изтребления руки человеческой подвержены в пещере большей сырости от воздуха и от втекающей в трещины с поверхности воды, не могли столько времени сохраниться, как те под защитою навесившихся камней. Между тем близка подобная же участь и для надписей на Енисее и теперь уже некоторыя строки не полны, другия же не иначе разсмотреть можно, как только омочив водою.

Сколь утешительна мысль, что в нынешнем веке славном просвещением, победами и человеколюбием наряду с великими деяниями Россиян будет стоять и подвиг сохранения достопамятностей, разсеянных по обширности России и Сибири, подобно как предшествующий век, ознаменован был разкрытием естественнаго богатства и собранием редкостей нашего Отечества.

( Продолжение впредь)


[1] Полибия Истор. Книга IV – § 80.

 

Страницы

Предыдущая                  На главную                Следующая

Hosted by uCoz